АСЫ
Слово «ас» (as) происходит от древненорвежского ass (множественное число — sesir ), которое происходит от древнескандинавского ans (которое, в свою очередь, происходит от германского ansuz), что означает рот, уста или устье реки, дыхание, дуновение: источник божественных высказываний.
Когда древние германцы слушали шум речной воды и изучали вихри в воде, они слушали ans - речь богов. Довольно очевидны параллели с этрусскими aisos (богами) и латинским ага — что позднее стало произноситься как asa или ansa, — которые должны обозначать первый алтарь, сделанный из ствола дерева. Таким же образом, как буква "п" выпала в древнескандинавских словах anst и gans («любовь» и «гусь») в древненорвежских ast и gas, так и "п" выпала при переходе ans в ass. Теория Снорри Стурлусона, что асы были из Азии (западной части современной Турции) и по этой причине были названы асами, очевидно, является ошибочной. Скорее всего, получивший классическое образование Снорри хотел связать своих предков с прославлен¬ной Троей в азиатской части древней Эллады (Греции).
Всего основных асов двенадцать + их кони: Один - верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;
Наездник восьминого коня Слейпнира (Sleipnir, «скользящий», «текущий»),
Тор - сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;
У Тора личный конь отсутствует, он ходит пешком или же передвигается на карете запряженной двумя козлами - Таннгньостр (Tanngnjóstr) и Таннгриснир (Tanngrisnir)
Бальдр - второй сын Одина, «светлый бог», божество плодородия, мира и красоты;
Конь Бальдра Глер (Gker/ Glcr, «сверкающий»)
Вали - третий сын Одина, бог-мститель;
Конь по имени Синир (Sinir, «мус¬кулистый»)
Тюр - бог неба, войны и воинских правил;
Имя коня бога Тюра Поллир (Gyllir, «позолоченный»)
Хеймдалль - страж богов, а также (в ипостаси Рига) родоначальник трех людских сословий - конунгов, крестьян и рабов;
Конь Хеймдалля зовётся Гуллинтоп (Gullintoppr)
Локи - бог хитрости и коварства;
Коня Локи звали Скейдбримир (Skeidbrimir, «быстрый бегун»)
Браги - сын Одина, бог скальдического искусства;
Наездник коня Глад (Gladr, «весёлый», «светлый»)
Хед - четвертый сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;
Его коня звали Фальхофнир (l'alhofnir, «бледное копыто»)
Видар - сын Одина, «молчаливый бог», божество войны;
Коня Видара звали Летгфети (Lettfeti, «лёгкое лезвие топора»)
Хенир - брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;
Улль - бог охоты и стрельбы из лука;
Коня Уилль звали Гисль или Гилс (Gisl, Gils, «луч»)
Ньерд - добродушный и мягкий бог морей;
Коня Ньерда звали Сильфринтоп (Silfrintopp, «серебряная чёлка»)
Самые известные Асиньи: Фригг - супруга Одина, богиня-покровительница брака и супружеской верности;
Йорд (Фьергюн) - богиня земли, мать Тора;
Сага - вероятно, богиня прорицания;
Эйр - богиня врачевания;
Гевьон - богиня целомудрия;
Фулла - богиня изобилия, покровительница девственности;
Сьевн - богиня любви;
Ловн - богиня любви и милосердия;
Вар - богиня верности и любовных клятв;
Вер - богиня знания;
Сюн - богиня-хранительница;
Хлин - богиня-покровительница;
Снотра - богиня сдержанности, рассудительности;
Гна - богиня-вестница;
Соль - богиня солнца;
Биль - богиня луны;
Также часто упоминаются
Сив - супруга Тора, богиня с золотыми волосами;
Идунн - супруга Браги, хранительница молодильных яблок;
Нанна - супруга Бальдра;
Сигюн - супруга Локи;
ВАНЫ,АЛЬВЫ, ДВЕРГИ, ДИСЫ, ЙОТУНЫ
ВАНЫ
Слово «ваны» (vanir) про¬исходит от слова vanr, что означает «вода». Здесь лежит противоречие между асами и ванами: первые суть боги неба и твёрдой материи, последние - боги воды. Асы пошли на ванов войной. Борьба закончилась тем, что они дали друг другу заложников: ваны получили Хёнира и Мимира, а асы - Фрейра и Фрейю, а также их отца Ньёрда. Хёнира сделали вождём у ванов, но именно Мимир — который был очень умён — управлял, давая советы. Когда Мимира не было рядом, Хёнир сказал, чтобы за него решали другие, и ваны поняли, что он не был хорошим вождём, даже если он хорошо выглядел в качестве такового. Ваны решили, что их обманули, и в качестве мести отрезали голову Мимиру и послали её Одину. Тот смазал эту голову травами, чтобы она не гнила, и вдохнул в неё жизнь при помощи магии гальдра. Она очнулась и смогла говорить с ним и давать советы . Они начали новую войну, которая закончилась победой асов. Один решил, что они должны объединиться, и все асы и ваны плюнули по очереди в котёл. Из этой слюны они создали Квасира . Как асы, гак и ваны стали прозываться асами, все должны были стать одинаковыми.
Когда Ньёрд жил в Ванахейме, у него были дети со своей сестрой Ньерд — Фрейр и Фрейя . Они, наоборот, образовали духовное взаимодействие: Фрейр как бог солнца и Фрейя как лунная богиня .
Описывая асов и ванов, можно сказать, что асы косвенно воспринимаются как мысли, в то время как ваны — чувства человека. Асы - это сознательные, ясные, твёрдые мысли; ваны - подвижные и непостоянные чувства.
ЙОТУНЫ
Жизнь — это только борьба между существами, происходящая в тех мирах, где они странствуют. Духовная сила желает проникать и властвовать над материей, но она везде встречает сопротивление. Асы, властвующие над небом и землёй, объединяются с ванами, властвующими над водой. Йотуны борются против асов и ванов; альвы примыкают к ванам и асам, а дверги - к йотунам, но они работают в услужении у асов. Именно борьба между асами и йотунами является решающей.
Существует различие между гримтурсами (инеистые великаны) и йотунами: первые произошли от рода Имира и вышли из моря. Йотуны происходят от рода Бергельмира и суть земные создания.
Мы говорим, что йотуны или ужасно отвратительны на вид, или очень красивы. Это связано с тем фактом, что силы природы в движении могут быть весьма красивы — пока они не затра¬гивают нас самих свосй смертоносной силой. Вулкан, извергающий лаву, может казаться красивым на расстоянии, но для того, кто стоит рядом, он ужасен. На северное сияние здорово смотреть, но оказаться внутри его — едва ли приятное переживание: оно холодное и пронизывающее. Ураган на расстоянии смотрится здорово; но оказаться на его пути не так уж и здорово.
Йотуны часто связаны с камнем — как в качестве дома, так и оружия, часто они сами из камня, и они также становятся камнями, если на них падает солнечный свет - что свидетельствует о том, что их жизненная форма умирает, как бессознательная мысль умирает в своей форме, когда она становится сознательной: выходит на свет. Нет никого богаче йотунов с их минералами и рудами, золотом и драгоценными камнями. Тем не менее они могут облагораживаться любовью, при помощи работы преданного ремесленника или кузнеца, придающим форму грубым кускам железа, золота и драгоценных камней.
Натура йотунов древняя; это заключённая мудрость, потому что все элементы творения лежат в ней. Это дикая, неприрученная, беспорядочная природа, которая не пронизана деятельностью высшего духа; тёмная, инертная и враждебная природа, которая без напряжения не даёт себя приручить и противодействует всему, что делает небо спокойным, а землю - пригодной для жизни.
Также йотунами являются большой, опасный и дикий океан, где ревут штормы, шумные и пенистые водопады, холодные и разрушительные горные реки и непогода.
Боги могут либо убивать йотунов и использовать их останки, чтобы улучшать плодородное развитие природы, или они могут облагораживать их, соединяясь с ними или, как это называется, беря их в супруги. Тор сокрушает Хругнира (Hrugnir), бесплодную гору, Один убивает Соккмимира (Sokkmimir) и берёт в жены Ринд (Rindr), Ньёрд (Njordr) - Скади (Skadi), Фрейр (Freyr) — Герд (Gerdr), и так далее. Далее, они могут быть представлены составными частями нашей души, и в таком случае скорее тёмными и бессознательными, как в том случае, когда Брюнхильд (Brynhildr) в сказании «Путешествие Брюнхильд в Хель» (Helreid Brynhildar) рассказывает о своих злодеяниях, от которых она пытается защититься.
Мимир (Mimir) является главным существом среди йотунов. Он - страж источника, который лежит под корнями Иггдрасиля, которые тянутся в Йотунхейм и возвращаются в род гримтурсов, начало и исток океана. Сам Мимир — это самый дальний океан. Ходдмимир (Hoddmimir) - это хранитель сокровищ глубин. Древние скандинавы слушали его совет, изучая водовороты в реках и воде, и слушая шум текущей воды. Ольвальди (Olvaldi) - это другой водяной йотун, который богат золотом. Его три сына — Тьяци (I>jazi), Иди (Idi) и Ганг (Gangr) — поделили его наследство между собой. Они измерили золото в глотках — кавдый должен был сделать одинаковое количество глотковso. Золото скрыто во всей вод пой массе, в глубинах океана и в текущей реке. Все эти три имени суть обозначения ветра и грохочущих водопадов, которые создаются в горах и холмах при помощи дождя, который они приносят с собой. Дочь Тьяци - Скади - это дикая горная река, вытекающая непокойное и благожелательное море - Ньёрд.
ДУХИ
В то время как йотуны являются природой в её дикой и могущественной ипостаси, Альвы и Дверги являются её кроткими сторонами. Поэтому альвы - союзники асов, а дверги с ними сотрудничают. Это развитые силы природы: альвы живут в свете и поэтому зовутся светлыми альвами, а дверги - под землёй, и поэтому зовутся тёмными альвами. Альвы являются самостоятельными силами, в то время как дверги — только слуги асов.
Альвы живут в Альфхейме (Alfheimr) и являются светлыми и красивыми. Тёмные альвы живут под землёй и черны, как смоль. Альвам устраиваются жертвоприношения у холмов и на лесных полянах, у рек и озёр.
Светлые альвы уходят на второе небо, Андланг (Andlangr) — обстоятельная проработка духовных способностей — и на третье небо, Видблаин (Vidblainn) - просторное голубое небо, а добрые люди направляются к Гймле (Gimle) — туда, где чело¬век хорош и не развращён материализмом.
Дверги известны тем, что похищают людей в укрытии тумана. Юные девушки, которые уходят в туман, часто уходят навеки. Других позднее находят кричащими с ранами в спине. При крике в горах дверги отвечают. Поэтому эхо называют «речью двергов». Дверги — это минералы и благородные металлы в земле, которые становятся красивыми альвами, когда они выходят на свет. Локи связан с двергами, потому что он является огнём, который необходим для обработки металлов.
Ивальд (Ivaklr), отец Идун (Idun), и Ивальди (Ivaldi) — чьи сыновья зовутся чёрными альвами — это одно и то же. Омолаживающие фрукты Идун, волосы Сиф, копьё Гунгнир (Gungnir) Одина и корабль Скидбладнир (Skidbladnir) Фрейра — всё это плоды альвов: фрукты — светлых альвов, а другие вещи — темных альвов. Брок (Brokkr) и Синдри (Sindri) выковали кабана Фрейра Гуллинбурсти (Gullinbursti) с золотой шерстью, кольцо Одина Драупнир (Draupnir, «капающее») и молот Тора Мьёлльнир (Mjollnir, «сокрушитель»). Дайн (Dainn) и Набби (Nabbi) выковали кабана Фрейи, а Фьялар (Fjallarr) и Галар (Galarr)61, убившие Квасира (Kvasir), создали мёд поэзии.
Среди двергов есть три главных рода: роды Мотсогнира (Motsognir), Дурина (Durin) и Двалина (Dvalinn). От Двалина происходит Лофар (Lofarr), а от него — родоначальники Альф (Alfr) и Инги (Ingi), которые оба поднялись из глубины в каче¬стве альвов и положили начало паре Фрейя-Фрейр (дети Ньерд (Njerd) и Ньёрда, которые в свою очередь являются детьми Фьёр- гюн (Fjorgyn) [Йорд] и Фьёргюнн (Fjorgynn). Это боги плодоро¬дия земли). Таково происхождение ванов .
Пары Фрейя-Фрейр , Ньерд-Ньёрд и Фьёргюн-Фьёр- понн — это различные проявления плодородных сторон на¬шей планеты. Так как природа обладает как женскими, так и мужскими качествами, то она делится на пары богов, по одному богу каждого рода. Первая пара — это боги плодородия лесов и воз¬деланных полей. Вторая же пара — это водные боги плодородия морей, озёр и рек. Лебеди — это альвы, принявшие облик красивых птиц. Последняя пара — это боги плодородия открытых земель, пастбищ и диких лугов, но также и гор.
Если человек привык спать у реки или просто у воды, в древнем лесу, летним вечером он может услышать песню альвов и их живую игру на арфе. Если невыразимо красивая девушка из рода альвов, изящная, как лилия, белая, как снег, с манящим живым голосом, захочет связать свою жизнь с человеком, тогда она потечёт с лучами солнца вниз через то или иное отверстие в дом. Там она выйдет замуж за человека, и будет иметь с ним детей. Она исчезнет также неожиданно, как и пришла, если ей это надоест или она будет тосковать по своему миру.
Маленьких альвов с крыльями (осы, пчёлы и многие другие) не стоит трогать. Они могут принести болезнь, или человек может получить удар. Они стреляют маленькими стрелами из своих луков, и поражённые ими становятся безумными.
Альвы танцуют в человеческом облике, с захода солнца до первых петухов, на лугах и холмах, в зелёных рощах и долинах. На утро можно видеть их следы в росе на склонах. Опасно спать на царстве альвов, если у человека в мыслях любовь. Человек увлекается в царство альвов, и когда он выходит оттуда, он теряет ощущение мира, в котором мы живём.
Далее, опасно для скота пастись на том склоне, где плевали альвы, но если хорошенько попросить альвов о разрешении, то можно позволить скоту пастись среди цветов короля альвов, больших цветов белого или синего цвета.
У альвов впалая спина, и их трудно заметить со спины. Это происходит из-за того, что старые мёртвые деревья в лесу, которые полые, по ночам оживают и ходят кругом. Эти деревья мы называем Энтами (Ent). Если кто-то хочет украсть дрова из леса, они ломают вору руки и кости. Нужно встать на колени перед деревьями, гели хочешь срубить их, к обратиться к ним как к живым существам. Просить позволения забрать что-то из леса нужно с согнутой головой. Альвы — это духи-покровители леса, и в таком качестве их нужно уважать и обходиться с ними с почтением.
О других духах (существах) можно сказать, что дверг Альвис (Alviss, «всезнающий») путешествовал через все девять миров и узнал всех существ. Существуют добрые существа и плохие. Духи земли (landvetter) защищают землю от врагов. Если кто-то ставит вертикально шест с насаженной на неё лошадиной головой, то это называется «поставить шест ненависти (nldstang)». Это деяние должно быть направлено против кого- то, с целью прогнать их добрых духов-покровителей человека иди земли, или чего-то другого.
Из оберегающих духов существуют духи пустырей (которых христиане называют гномами) и им подобные, которые (следуют за каждым человеком, как духовные слуги. Скрытые духи зовутся феями, а другие - троллями: они большие, черные как смоль, и опасные для людей, путешествующих в лесу. В воде живут марманны (морские люди), нижняя часть туловища у них как у рыб. В морях и реках живут водяные, и днём кто-нибудь из них принимает форму белой лошади, но с заходом солнца они бегут к своему дому — к источнику воды. Последний вид духовэто мара (шага). Она мучает спящих, ходит по ним и ездит на них, отсюда и слово «кошмар»
(mareritt).
ДИСЫ
Дисы (disir) — это силы женского рода, которые описываются как своего рода богини. У них те же функции, что имеют фюльгьи, но их рассматривают как вышестоящие по отношению к фюльгьям. Можно посвящать им жертвы так же, как и другим божествам.
А еще расскажешь потом, как это так, что мать Тора - нифига не жена Одина, а Один ездит на коне, которые сын Локи?...
Это нормально
С первого раза скандинавскую мифологию трудно втыкнуть.
, что мать Тора - нифига не жена Одина, а Один ездит на коне, которые сын Локи?...
Да, все будет))) А Тор вообще ездит на козлах