РАГНАРЕК
Конец — это начало, а смерть — это только середина существования. После жизни происходит резкое изменение в погоде: приходит новый день с солнцем, не отбрасывающим тень. Беречь жизнь, которая вернётся назад — это просто трусость. Также наивно преклоняться перед миром, который неизбежно погибнет: дух продолжает жить в другом, обновлённом мире. Германцу, скандинаву не нужен страх смерти, он хочет властвовать мечом: его храбрость пренебрегает опасностями, как и сами боги каждую секунду осознают ту неизбежную великую битву, из которой должна произойти жизнь - Рагнарёк. В этой борьбе заключены наше происхождение, наше развитие и смысл — и наш конец.
К востоку сидела старая йотунша Ангбода; она породила родственников Фенрира — всех в волчьем обличье. Самый могу¬щественный из них - Манагарм (Managarmr), проглатывающий луну, губитель луны в шкуре тролля. Он питается и растёт за счёт жизней трусливых людей: он глотает луну и окрашивает семя бо¬гов, небеса и воздух красным. Тогда солнце теряет своё сияние и солнечный свет становится черным в последующие лета. Ветры становятся непостоянными и непредсказуемыми: они бушуют здесь и там, вся погода становится недружественной. На возвышенности в железном лесу сидит страж этой великанши — радостный Эггес, и играет на своей арфе. Он является вою¬щей бурей, несущейся по лесу. Радом с ним в птичьем лесу кричит красивый рыжий петух, который зовётся Фьялар (Fjalarr). У асов кричит петух Гуллинкамби (Gullinkambi), и все герои просыпаются. Чёрно-красный петух кричит у Хель: так всех созывают на битву, когда приближается Рагнарёк. Когда петух кричит, огонь вырывается наружу: Фенрир и Локи освобождаются от оков, в которые были заключены.
читать дальшеОпять мы видим число три в мифологическом значении: три кричащих петуха. Один на небесах, один на земле и один в нижнем мире — белый, красный и чёрный петух.
И тогда приходит Фимбульвинтер, долгая и тяжёлая зима, длящаяся три года: снег метёт со всех сторон света, властвуют сильный мороз и резкие ветра, и ничто не радуется солнечному свету. Зимы сменяют одна другую без наступления лета. Надо всем миром властвует великий воин: братья убивают друг друга из-за жадности, и никто не щадит своих отцов или братьев. Родственники уничтожают своё родство. Земля содрогается, воздух наполняется кровожадностью, и никто не щадит друг друга. Наступило тяжёлое время: блуд, время топоров, время мечей; щиты раскалываются, деревья вырываются с корнями из земли. Это время ветров и время волков - оно наступает перед тем, как закончится этот век мира. Море низвергается на землю. Лес творения загорается у старого Гьяллархорна. Хеймдалль дует в рог, Один спрашивает совета у Мимира. Гарм громко лает перед своей пещерой, путы рвутся, и волки устремляются вперёд во главе с Фенриром: его нижняя челюсть находится у земли, а верхняя - у неба, поэтому он разевает пасть на весь мир, и пламя вырывается из его глаз и ноздрей. Иггдрасиль трясётся, древнее дерево шумит. Йотуны устремляются вперёд: с востока Хрюм (Hrymr)скользит с щитом перед собой над прибывающими волнами, с юга надвигаются сыны Муспелля из трещины в небе, по морю и сквозь огонь. Корабль Нагльфар (Naglfar) свобод¬но приближается, а управляет им Локи. Все йотуны как одна дружина устремляются на Асгард. Сурт приходит с юга с уничтожительным пламенем, и его меч сияет, словно солнце, но когда он скачет по Бифросту, мост обваливается. Горы трескаются, йотунши падают, люди гибнут, а небеса шумят. Дверги стонут за своими каменными дверьми.
Когда Один выходит на сражение с волком, это вызывает второе горе Хлюн (Шуп) (смерть Бальдра была первым). Но Один должен пасть на Вигрид
(Vfgridr), и Видар, его старший сын, мстит за своего отца и наносит Фенриру смертельную рану: он ставит свой ботинок на нижнюю челюсть волка, берёт верхнюю челюсть рукой и разрывает его на куски. Тогда приходит Тор и убивает Йормунганда, но он отходит только на девять шагов и падает от змеиного яда, который тот испустил по миру, в море и воздухе. Фрейр сражается с Суртом, но оказывается поверженным. Локи устремляется на Хеймдалля, и они убивают друг друга. Йотуны встречаются с эйнхериями:у обеих сторон большие потери, и всё кончается ничьёй. Тюр встречает огромного пса Хель, и они также убивают друг друга. После этого Сурт извергает свой огонь по всему миру, и мир пылает. Солнце меркнет, земля погружается в море, с небес исчезают ясные звёзды, дым стоит от мирового древа, и пламя лижет небеса.
Боги знают, что они погибнут, и, нарядившись, они отправляются в сражение. Даже беззащитный Фрейр, у которого никогда не было оружия, отправляется в сражение и занимает своё место в битве. Погибнуть является их судьбой.
В природе существует закон, что каждый должен уничтожить свою собственное творение: ибо всё это преходяще. От сынов Муспелля произошли солнце, луна и звёзды. От гримтурсов произошла вода, которая застыл а и стала землёй. Дети Локи — это существа уничтожения этого творения: море, ставшее змеем, огонь, ставший волком, сам Локи, являющийся вулканическим огнём, который земля породила в своих недрах, и, наконец, бледная Хель со своими безжизненными, бескровными тенями: жизнь, ставшая теневой, жизнь без существования. Все эти силы стоят друг против друга. Один — источник всей жизни убит подземным огнём, придавшим человеческой жизни движение во всех направлениях, но волк также убит дикой силой природы, которая не участвует в человеческой жизни. Здесь сражаются земля и небо. Тор, связанный с облаками, сражается со змеем: небо и море уничтожают друг друга. Фрейр — самый светлый и чистый бог после смерти Бальдра, у него ещё есть чистое стремление, но ему недостаёт своего меча, и он убит небесным стражем огненного мира. Хеймдалль простирает свою великолепную дугу над землёй, а Локи — свой многоцветный огненный поток через недра земли: один возвещает милость и благословление, а другой — проклятье, и оба уничтожают друг друга. О толпе Хель ничего не говорится, ибо тени, конечно же, не могут сражаться. Ничто не движется у мёртвых, только тьма и пустота, без действий и содержания.
Бальдр мёртв: связь между небесами и землёй исчезла. Она должна исчезнуть, чтобы они сошлись в битве друг с другом. Голос Браги стих в роще. Ньёрд исчез: только выражение его власти показано через Фрейра. Почти все сыны Одина возвращаются к нему и гибнут вместе с ним. Женские силы исчезают, когда ничто женское более не допускается: мужское начало замещает женское начало у женщин — как мы видим в современном феминизме. Опять у Одина нет друзей, за исключением Мимира: памяти о том, что было когда-то.
НОВЫЙ МИР
Когда небеса и земля будут сожжены, когда боги и эйнхерии погибнут, тогда из моря восстанет новый мир. Незасеянные поля заколосятся. Бальдр (свет) возвращается из Хель и встречает Хёда (тьму) на Идаволль, где боги держали тинг. Здесь два бра¬та снова обнимутся. Хёнир (развившаяся созидающая сила) снова может гадать при помощи прута, использующегося для выбора жребия: он снова может определять, по какому пути пойдёт развитие, и сыновья богов, Видар (бессмертная сила дикой природы) и Вали (естественный отбор), Моди (храбрость попробовать заново) и Магни (сила справиться заново), садятся на места своих отцов, и с ними молот Гора. Они сидят и говорят о всём том, что было и что случилось - о змее в море, волке Фенризе и рунах Одина. Тогда они находят в траве золотые тавлеи, в самом начале времён принадлежавшие Одину.
Солнце рождает дочь, такую же красивую и светлую, как она сама. В роще Ходдмимира скрылись два человека, Лиф (Lff, «жизнь») и Лифтрасир (LtfJjrasir, «крепко держащийся за жизнь»). Их пищей была утренняя роса, и они положили начало новому человеческому роду. Из моря снова восходит жизнь, а укрытие людей лежит на севере, в холодных пещерах или подо льдом, в холодных и влажных глубинах, где семена всех видов могут нормально сохраниться с незапамятных времён. Это генетическая сокровищница и родина нового человеческого рода, где спрятанные священные вещи, Новая Туле.
Там, в Гимле (Gimle), стоят покрытые золотом покои — красивее, чем солнце. Там все добрые люди будут жить и строить. Там будут жить те, кто разделался с низкой тягой к золочу и драгоценным камням. Покои из золота стоят и к северу от Нидафьёлль (Nidafjoll) для рода Синдри — двергов. На Окольнир (Ckolnir) стоят покои для питья йотуиов, которые называются Бримир (Brimir). Во время Рагнарёка погибает мир, но не силы в нём. Боги, а также и люди, дверги и йотунывозрождаются заново. В этих покоях будут жить хорошие и нравственные роды.
Прочие попадают на берег мертвецов, где их разрывают на части и низвергают в Хвергельмир. Но это только картина того, как хорошее разрывает на части плохое и вбирает ею в себя, как свет может объять тьму, ибо из Хвергельмира вытекают реки, которые текут в небесах, на земле и в нижнем мире. Всё грязное очищается и возвращается обратно к жизни.