ВЕДЬМЫ – НАРОДНАЯ ПРИМЕТА
Колдуньи, в низшей мифологии и народных поверьях женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Вера в ведьм получила широкое распространение в средние века, чему способствовало христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха (к ведьмам относили также сторонников язычества; на представления о них
![67982917_1292589068_the_witches (494x700, 68Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/107/932/107932692_67982917_1292589068_the_witches.jpg)
повлияли воспоминания о языческом жречестве и, возможно, богах, образы которых снижались до уровня нечистой силы).
Т. н. «охота за ведьмами» в Европе XV—XVII вв. породила целую юриспруденцию, направленную против них; ведовство, как и неверие в ведьм, было объявлено ересью, предательством бога, особым преступлением, требующим применения пыток и смертной казни. Выделялись три категории ведьм: «чёрные», творящие исключительно зло, «серые», которые могли совершать и добрые дела, «белые», помогающие человеку. Большинство ведьм, согласно судебным процессам, относилось ко второй категории.
Ведьмам:вменялась в вину духовная и плотская связь с дьяволом, наущающим их насылать порчу на людей и на скот (порча молука).
приписывали (их колдовству) эпидемии, засуху, неурожай;
~ способность предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья;
~ способность к оборотничеству, полёту, оживлению любой предмет, невидимости, etc.
Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш верхом на помеле, на козле или свинье, в которых могли превратить человека. Особенно опасными считались ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью.К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения ведьм» — чучел (итал. Бефана; ср. слав. Мару); двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против ведьм.
————
Внешность ведьм отличает абнормальность: они либо вызывающе уродливы, либо обольстительно прекрасны. Их одеяние также резко отличается от общепринятого вплоть до бласфемии (кощунственное ношение мужского платья) и полной наготы. Последняя в зависимости от позиций комментатора может рассматриваться как «техническое» условие исполнения ведьмовских или инициатических обрядов, проявление распущенности, средство телесного искушения, etc. Современные ведьмы, предпочитают использовать термин «одетые небом» и рассматривают наготу как показатель своей открытости влиянию сверхъестественных сил.
Одна из специфических черт ведьм в европейских представлениях — их лёгкость, позволяющая им парить в воздухе, ходить по воде и не тонуть.
читать дальшеАтрибуты:
животные-спутники или домашние духи (лат. Spiritus familiaris) ведьм, которые могут олицетворять их в качестве насылателей дождя или выступать их воплощением:
чёрные кошка или собака,
жаба,
змея,
заяц — с заячьим хвостом поляки представляют себе черта, русские — ведьму; на Украине и в Белоруссии верят, что в облике зайца появляются ведьмы и колдуны,
крыса — как пожирательница продовольственных запасов и переносчицы эпидемий крыса,
волк, лиса — ездовые животные ведьм и чернокнижников, связанные с оборотничеством,
сова (сычи) и летучие мыши — как ночные животные,
ворон;
необычные головные уборы, такие как высокий, часто пёстрый колпак — знак мудрости, могущества, сверхъестественных сил, намек на сатанинские рога;
помело, метла — издавна наделяемая значительной магической силой принадлежность домашнего обихода, транспортное средство ведьм, фаллический символ;
сито, кочерга, ухват, скамья — другие транспортные средства ведьм;
козёл — ездовое животное ведьм, традиционный облик чёрта на картинах, изображавших шабаш ведьм;
котёл — инструмент предсказаний и волшбы;
волшебные, ядовитые травы, такие как аконит или белладонна;
грибы:
— растущие кругом, "ведьмовские кольца") — след ночных хороводов ведьм или эльфов,
— галлюциногенные — связаны с пророчествами и полётами ведьм.
![](http://s017.radikal.ru/i408/1312/2f/2cf832574fb9t.jpg)
Локусы:
ночь — культы земли и умерших, оргиастические ритуалы, как и любые другие требующие тайны действия, во многих культурах отправляются в ночное время;
перекрёсток — посвящённое Гекате магическое и опасное место перехода между мирами, выбора (между жизнью и смертью), встречи противоположностей (добро и зло, время и пространство), обитания заблудших душ;
гора — в Центральной Европе древние высоты-святилища рассматриваются как места сборища злых духов и шабаша ведьм (Лысая гора, Блоксберге, гора Брокен в Гарце);
дымоход — образ мировой оси и связи между мирами, путь входа в дом или выхода из него для многих демонических и волшебных персонажей;
туман — в среднеевропейских сказках часто объясняется действиями демонических существ (кипячение, варка, прядение, etc.), состояние в котором обычные органы чувств не состоятельны, символ сокрытости грядущего и потустороннего;
пещера, землянка (т. н. «ведьмина кухня») — места обитания природных духов, средоточие природных и хтонических сил;
вихрь, буря — образ танцующего с ведьмой дьявола, воплощение полёта, переносчик ведьм, колдунов и злых духов.
В старину почти все без исключения - и князья, и цари, и простые крестьяне - боялись колдовской порчи. Ведьмы и колдуны только им ведомыми способами могли наслать порчу на любого несчастного: могли что-то нашептать на след человека, и тот начинал сохнуть и чахнуть. Могли сделать порчу на пищу, воду, послать её по ветру. Так, если ведьма выйдет на улицу и против ветра скажет какое-то злое слово, посыплет ветер мукой, и человек, который первым вдохнёт этот ветер, вдруг почувствует боль в теле, то он так и не узнает её причину.
Ведьмы и колдуны всегда скрывали, кем они являются, но в народе часто догадывались о том, чем занимается тот или иной человек, живущий неподалеку, и на порог своего дома ведьм и колдунов никогда не пускали.
Для защиты от них в народе было придумано множество оберегов, которые вешались на двери дома, ставились на огороде, в поле. И, конечно, различные защитные обереги носили при себе, например, ладанки (мешочки с ладаном), которые вешались на шею рядом с крестиком.
_____
goroskop.turmir.com/token_folk_77.html
www.symbolarium.ru/index.php/Ведьмы
naseledushapoyot.ru/poverya-i-sueveriya
omen.memax.com.ua/primety/narod/475020